Финляндский вокзал
Адрес: Ленина пл., 6Вокзал, с которого отправлялись поезда в Финляндию, строился российскими и финскими архитекторами. Проект здания разработал петербургский зодчий П. С. Купинский, а внутренней отделкой занимались его финские коллеги – П. Дегенер и В. Вестлинг. Вокзал был одноэтажным и выглядел довольно скромно, по сравнению с другими вокзалами.
В советское время Финляндский вокзал был самой известной железнодорожной станцией, ведь именно на него перед Октябрьской революцией тайно прибыл из Европы В. И. Ленин, переодетый кочегаром паровоза. В память об этом событии на площади перед вокзалом поставили памятник Ленину, а саму площадь назвали именем вождя.
Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал также играл важную роль. От него до Ладожского озера проходил первый этап «Дороги жизни». С Финляндского вокзала вывозились люди, на него после прорыва блокады приходили составы с продуктами и другими нужными грузами. Несмотря на то, что здание было сильно повреждено бомбежками, вокзал продолжал работать.
После окончания войны Финляндский вокзал отстроили заново, площадь Ленина расширили, а памятник вождю переместили ближе к Неве. Над проектом нового здания работали архитекторы Я. Н. Лукин, Н. В. Баранов и П. А. Ашастин, а также инженер И. А. Рыбин. Внешний вид вокзала с тех пор изменился: на стенах появились рельефные изображения, созданные студентами Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.
Еще до окончания реконструкции на Финляндский вокзал привезли паровоз – тот самый, на котором приехал Ленин. Раньше он находился на свалке старых поездов в Финляндии, но потом его нашли, отремонтировали и подарили советскому правительству. Паровоз был установлен перед входом на платформы в стеклянном павильоне